Санкт-Петербург,
ул. Промышленная, д.5
+7 (812) 640-78-54

Медитация по воде

Русский человек любит рыбалку. Для нас этот процесс сродни восточной медитации, позволяющей отключиться от социума и, оставшись наедине с Природой, погрузиться в собственные размышления. Выбираем мы для этого места тихие, украшающие неторопливую мыслительную деятельность картинами зачастую уникальными.

Лет двадцать назад предавался я созерцательной практике на реке Россонь в Ленинградской области и обратил внимание, как течение изменило направление, и река потекла в другую сторону.

Надо сказать, что явление это довольно обычное в устьях рек, впадающих в океаны, где присутствует сильная приливная волна. Ещё в отрочестве мне доводилось наблюдать, как спокойная река вдруг пересекается неровной полосой бурунов, довольно быстро перемещающихся против течения. Через считанные минуты река вновь успокаивается, только течёт уже в обратную сторону.

Река эта впадает в длинный и узкий, напоминающий фьорд, Кольский залив недалеко от города Мурманска и называется Тулома (Tuulomajok), что в переводе с языка коренных обитателей тех мест – лопарей — означает Ветреная река, то есть непостоянная.

Но, помимо перемены течения, Россонь имела довольно ровные берега, что наводило на мысль о её искусственном происхождении. Это заставило меня по возвращении домой покопаться в архивах, но дополнительных подтверждений своей догадки обнаружить там не удалось, за исключением того факта, что Россонь не имеет истока и устья, а проходит на некотором удалении вдоль берега Финского залива, соединяя русла рек Луги и Наровы.

С той поры мне довелось ловить рыбку и просто бывать на разных водных артериях нашей страны и каждый раз, попадая на искусственно созданный канал или дамбу на реке, я старался побольше узнать об истории их возникновения и, если существовал филателистический материал, её иллюстрирующий, приобретал для своей коллекции почтовые марки, блоки или карточки.

Братское море (водохранилище), Ангара, 2014

Со временем объём информации об устройстве и содержании водных путей России привёл меня к мысли, что столь медленное строительство сухопутных дорог в нашем Отечестве было частью стратегически грамотных решений правителей всея Руси, основанных на знании географии и демографии собственной страны и ориентированных на усиление внутреннего, не побоюсь этого модного слова – глубинного, государства.

Первым историческим документом, в котором была выражена Монаршая воля по упорядочиванию пользования текучими водами, стало Уложение 1649 года Царя Алексея Михайловича, написанное всего в течение двух с половиной месяцев Князьями Одоевским и Волконским с двумя дьяками и содержавшее в главе IX следующие распоряжения:

17. А которыми реками суды ходят, и на тех реках прудов новых и плотин и мелниц не делати, чтобы по тем рекам новыми прудами и плотинами судового ходу не переняти.

18. А будет кто на такой реке плотину и зделает, и ему у той плотины для судового ходу зделати ворота, чтобы теми вороты мочно было судам ходити. Также на которых реках зделаны будут по старине, а не внов езы для рыбныя ловли, а судовой ход тою рекою бывает же, и на тех езах для судового ходу делати ворота же, а наглухо тех езов через такие реки городити не велеть для того, чтобы судового ходу не переняти, а мытов бы на тех новых езах и на прудах и на плотинах отнюд не было.

Однако, практические работы по созданию искусственных водных путей сообщения начались только при Императоре Петре Великом со строительства судоходного канала между Волгой и Доном в 1697 году. По военно-политическим причинам сооружение было прекращено в 1701, а затем окончательно остановлено в 1711 году. Вернулись к проекту вывода судов из Волги в Дон, а затем в Азовское море при Генеральном секретаре ЦК ВКП(б) Иосифе Виссарионовиче в середине 30-х годов прошлого столетия, но удалось завершить грандиозный труд тысяч людей из нескольких поколений лишь в 1952 году.

Событие это было эпохальным и отмечалось выпуском отдельных почтовых марок в 1951, 1952 годах и целой серией из шести марок в 1953 году:

А ещё из искусственных водных объектов, получивших своё отражение в филателии, выделяется Московский водопровод. История снабжения жителей Москвы чистой водой из Мытищинских ключей началась в 1779 году с Указа императрицы Екатерины Великой, была продолжена в 1797 году Императором Павлом I, а затем в 1802-1803 гг. императором Александром I. В 1826 году император Николай I повелел заняться составлением проекта капитального исправления водопровода, ибо количественный состав населения Москвы увеличился с 200 до 300 тысяч человек.

Параллельно с ремонтом ключевого водопровода в 1825 году была начата работа по сооружению соединительного канала рек Москвы и Волги, первоначально вызванная необходимостью доставки громадного количества материалов для строительства храма Христа Спасителя на Воробьевых горах в Москве. Устройство канала было завершено в 1844 году, а в 1850 году было принято решение по постройке двух водозаборов из реки Москвы, так как Мытищинские ключи могли дать ограниченное количество воды, а жителей в городе становилось всё больше.

Строительство храма Христа Спасителя было окончено в 1860 году и тогда же упразднена система сообщения по каналу между реками Москвой и Волгой из соображений дороговизны содержания и маломерности проходивших по каналу судёнышек. А московский водопровод продолжали совершенствовать, добывая недостающую воду из колодцев, артезианских скважин и даже из Москвы-реки, несмотря на незавидное качество этой воды.

Так длилось до тех пор, пока в тридцатые годы прошлого столетия не появилась дешёвая рабочая сила – заключённые. Они-то и прокопали новый 128-ми километровый канал всего за пять лет с 1932 по 1937 год. Десятилетие со дня ввода в эксплуатацию этого канала было ознаменовано выпуском серии из шести почтовых марок:

Была и ещё одна марка, но не почтовая, а агитационная, напечатанная в год запуска канала испанским Обществом друзей СССР - Amigos de la Union Sovietica, курируемым Коминтерном. Общество AUS занималось продвижением советских идей среди иностранных рабочих и служащих, в том числе выпуская агитационные марки на основе фотоматериалов, которые поступали из Советского Союза. Плакат Дмитлага, разумеется, в число предоставляемых материалов не вошёл:

Сегодня Канал имени Москвы обеспечивает более половины потребности пятнадцати миллионов жителей столицы в воде и по нему продолжают ходить грузовые и круизные пассажирские суда, но об этом мы ещё как-нибудь помедитируем.

И помните – ключевая фраза при встрече с незнакомцем на Руси звучит так: ты с какой Реки?

https://filinfo.ru/news/313/

Ас Дорофеев, коллекционер

Добавлено: 30.03.2021 15:11