Санкт-Петербург,
ул. Промышленная, д.5
+7 (812) 640-78-54

Гений Форда

Начало XX века - Прекрасная эпоха, как часто называют этот период, - было временем, когда люди верили, что технический прогресс не только сделает жизнь лучше и комфортнее, но и станет залогом будущих успехов человечества и приведет мир к процветанию.

Автомобиль стал символом нарождающегося бурного века перемен, символом свободы и успеха. В то время автомобили производились небольшими партиями, и их могли позволить себе только очень состоятельные люди или хорошо финансируемые организации – крупные больницы, столичные пожарные части, транспортные компании.

         Серия почтовых марок Малави “Старинные автомобили”, 1990 год


Решить эту проблему собирался Генри Форд – американский промышленник, автомобилестроитель, основавший компанию Ford Motor именно для массового производства автомобилей. Компания первой начала производство автомобилей на конвейере. Хотя считается, что конвейер изобрел Форд, это, разумеется, не так, но именно Генри Форд оптимизировал производство настолько, что на конвейере стали собирать настолько сложные механизмы, как автомобили.

         Почтовая марка США “Генри Форд”, 1968 год


Форд сделал вывод, что если разделить процесс сборки одного узла автомобиля на множество операций, за которые будут отвечать разные люди, то скорость сборки деталей возрастет. Двигатель, например, собирался за 9 часов 45 минут, после разделения этой операции на 84 этапа время сборки сократилось на 40 минут, а время сборки шасси на конвейере сократилось и вовсе вдвое.

В 1908 году компания выпустила первый автомобиль массового производства - Ford Model T. Этот автомобиль стал настоящим прорывом в индустрии и сделал автомобили доступными для многих людей.

         Конверт первого дня США, посвященный Генри Форду, 1968 год


Генри Форд не просто строил автомобили, но создал цикл полного производства - от добычи руды до выпуска готового изделия. Он поднял высоту конвейера на уровень пояса работников, при этом были запущены два конвейера - для высоких и для низких людей, что тоже сократило время на сборку. Несмотря на критику работы на конвейере (монотонная работа приводила к депрессиям), эту практику переняли и другие производства.

         Почтовый блок Антигуа и Барбуда “100 лет бензиновому двигателю Генри Форда, 100 лет четырехколесным автомобилям Benz”, 1993 год


Генри Форд был известен и своими социальными экспериментами. Он ввел пятидневную рабочую неделю и повысил зарплаты до уровня, который не мог предложить никакой другой завод в Детройте, создал для рабочих образцовый поселок. Форд понял, что предприятию выгоднее удерживать высококвалифицированных сотрудников, а не нанимать постоянно новых с низкой квалификацией и тратить время и деньги на их обучение, которое, скорее всего, не окупится. Он поощрял лучших сотрудников, ввел 40-часовую рабочую неделю, и его работники, получавшие больше, чем у конкурентов, могли купить автомобили, которые собирали на заводе.

Книга Форда «Моя жизнь, мои достижения» стала классическим произведением по научной организации труда. В 1924 году ее издали в СССР.

         Почтовые марки Доминики “100 лет бензиновому двигателю Генри Форда; 100 лет четырехколесным автомобилям Benz (1991 г.)”, 1993 год


Генри Форд – один из тех людей, который изменили мир, помогли ему перешагнуть из девятнадцатого века в двадцатый. Форд стан настолько влиятелен, что на основе его трудов возникла целая философия, а фордианство упоминает в своей антиутопии Олдос Хаксли. Впрочем, автомобили не стали залогом процветания человечества – и сам Генри Форд убедился в этом, когда в 1914 году началась Первая мировая война.

Ирина Кварталова

Добавлено: 27.06.2023 22:34