Санкт-Петербург,
ул. Промышленная, д.5
+7 (812) 640-78-54

Казнь Емельяна Пугачева

Время правления Екатерины II – время просвещенного, но все же абсолютизма. При ней крестьяне стали практически рабами, которые не имели никаких прав, зато имели обязанность платить оброк или отрабатывать барщину; растущее производство на Урале требовало рабочих рук, и крестьян деревнями свозили на уральские заводы, где условия труда были не лучше каторжных. В то же время власть ограничивала свободы казачества, упраздняя выборных глав, притесняла башкир, казахов, калмыков и татар – отбирала земли, принадлежащие кочевым народам. Обстановка в стране была неспокойной, и в такой обстановке среди казаков и крестьян распространялись слухи о выжившем императоре Петре III.

         Художественный маркированный конверт СССР «Е.И. Пугачев (1742-1775), донской казак, предводитель Крестьянской войны», 1973 год


Император правил мало и начал свое правление с реформ, которые воспринимались народом как предвестник скорого освобождения крестьян и наделения их землей.

«Пётр III смог породить в простых людях утопические надежды, не успев при этом их разочаровать», – писал американский историк, специалист по России, Александер Джон Торндайк. В такой ситуации народ верит самым фантастическим слухам, а если и не верит, то, конечно же, считает, что объявившийся самозванец сможет пошатнуть власть Екатерины II.

Беглый донской казак, Емельян Пугачев, взялся за организацию восстания. Он подговаривал яицких (уральских) казаков к бунту – они и до того были недовольны своим положением. К восстанию присоединялись рабочие с заводов и крестьяне. Вспыхнул бунт, который Александр Пушкин впоследствии назовет «бессмысленным и беспощадным», и началась полномасштабная крестьянская война, которую можно сравнить лишь с гражданской войной 1918-1921 годов.

На сторону восставших переходили башкиры под предводительством Салавата Юлаева, татары, калмыки и мишари, которым были обещаны леса и владение солью и порохом. Известно, что восставшие жестоко расправлялись с офицерами и дворянами (что описал в повести «Капитанская дочка» Пушкин, работавший с засекреченными архивами в Оренбурге и говоривший с людьми, еще помнящими Пугачева).

         Почтовая марка СССР «200 лет со дня рождения Салавата Юлаева», 1952 год


Несмотря на то, что Пугачеву удалось захватить множество крепостей, долгое время продержать в осаде Оренбург, захватить часть Казани – восставшие начали терпеть поражение за поражением от правительственных войск, а среди казаков пошли разговоры, что хорошо бы обменять Пугачева на помилование. Осенью 1774 года Пугачев был разбит в битве у Солениковой ватаги и с остатками войска бежал. Но он не знал о уже сложившемся к этому времени в его отряде заговоре казацких полковников.

В сентябре 1774 года Емельян Пугачев был передан властям некоторыми своими соратниками. Сначала он содержался под следствием в Яицком городке, где его лично допросил генерал-поручик А.В. Суворов, а затем был отправлен в Симбирск. Суворов живо интересовался военным искусством Пугачева, который имел, несмотря на то, что не разумел грамоте, огромный военный опыт участия в Семилетней и Русско-турецкой войнах.

В начале ноября Пугачев был перевезен в Москву.

Екатерина II лично интересовалась ходом следствия, указывая направления, в которых должны были вестись допросы. Первое заседание суда над Пугачевым состоялось 30 декабря 1774 года в Тронном зале Кремлевского дворца.

После нескольких заседаний суд приговорил Пугачева к смертной казни: «Емельку Пугачёва четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города и положить на колёса, а после на тех местах сжечь». Вместе с ним к четвертованию был приговорен и Афанасий Перфильев, а еще трое – М.Шигаев, Т.Подуров и В.Торнов – к повешению.

21 января 1775 года Емельяна Пугачева казнили на Болотной площади в Москве. По рассказам современников (переданных, в частности, А.С. Пушкиным в его «Истории Пугачёва»), на казни бунтаря присутствовало очень много народу, стоял лютый мороз. По прочтении манифеста Пугачев, стоя на эшафоте, перекрестился на соборы, поклонился на все стороны и покаялся перед народом. Затем отрубленная палачом голова была показана народу и оказалась на спице, остальные части тела – на колесе.

Несмотря на то, что мятеж был подавлен, в губерниях было неспокойно. Александр Суворов и Петр Панин ездили по стране усмирять бунты от Сибири до Москвы и от Кубани до Муромских лесов

По завершении Пугачевского бунта, Екатерина II опубликовала манифест, в котором это восстание предавалось «вечному забвению и глубокому молчанию». Причем, желая истребить воспоминание об ужасной эпохе, она даже велела переименовать Яицкий городок в Уральск и реку Яик в Урал. Также она ужесточила административное управление и отказалась от каких-либо планов освобождения крепостных крестьян, так как видела в народном бунте угрозу для собственной власти.

Самым известным памятником пугачевскому восстанию стала повесть «Капитанская дочка» Александра Пушкина, а так же его «История Пугачевского бунта». Это было первое историческое исследование восстания. В народной памяти Пугачевщина остается одновременно жестоким и страшным временем, и временем, когда люди готовы были бороться за свободу.

         Почтовая марка СССР «200-летие крестьянской войны 1773-1775 годов», 1973 год


Ирина Кварталова

Добавлено: 28.01.2023 14:35