Санкт-Петербург,
ул. Промышленная, д.5
+7 (812) 640-78-54

Первая железная дорога России

11 ноября 1837 года была торжественно открыта первая железная дорога в России – Царскосельская. Она соединила Петербург с Царским селом и Павловском и была на тот момент шестой железной дорогой в мире.

Николай I сомневался в целесообразности строительства железной дороги, но австрийский инженер Франц Герстнер убедил императора в пользе железных дорог для переброски войск. Изначально Франц Герстнер собирался строить железную дорогу из Петербурга в Москву, при этом претендуя на монополию и право собственности. Особый комитет, созданный императором, отклонил это предложение, и Франц Герстнер предложил построить сначала небольшой отрезок до Царского Села.

          Художественный маркированный конверт СССР «Первый русский паровоз Черепановых», 1988 год


Все детали для строительства привозились из-за границы, паровоз, например, был заказан в Англии. Первые вагоны не была похожи на привычные нам: они были короче и скорее напоминали крытые повозки или дилижансы. Делились они на четыре класса: самыми комфортабельными были «берлины». А привычное нам название пошло от «ваггонов» – вагонов без крыши четвертого класса. По задумке Герстнера мощность паровоза стоставляла 40 лошадиных сил (для сравнения – современный небольшой автомобиль имеет мощность около 100 лошадиных сил), а паровоз мог тянуть вагоны с тремя сотнями пассажиров.

Газета «Ведомости» так отзывалась о запуске железнодорожного движения: «Была суббота, горожане стекались к старой полковой церкви Введения у Семеновского плаца. Они знали, что открывается необычная железная дорога и "стальной конь, везущий сразу много‑много карет" впервые отправится в путь. Однако не всем удалось увидеть первый поезд. К самой станции, возведенной совсем недавно, простолюдинов не пускали. Ровно в 12 часов 30 минут крохотный локомотив дал пронзительный свисток, и восемь вагонов с благородной публикой отправились по маршруту Петербург ‑ Царское Село».

          Серия почтовых марок СССР «История отечественного паровозостроения», 1978 год


Поезд доехал до Царского Села за 35 минут. Его вел сам Герстнер.

Впоследствии для императора и его семьи были построены специальные павильоны, в которые можно было попасть, минуя Царскосельский (ныне Витебский) вокзал и станцию в Царском Селе. Они сохранились до нашего времени.

Любопытно, что сначала поезда на паровой тяге ездили по железной дороге только по воскресеньям. В остальные дни вагоны тянули лошади. Стоимость билетов в зависимости от класса варьировалась от 2,5 рублей до 40 копеек.

Царскосельская дорога просуществовала в качестве самостоятельной ветки до начала XX века. А в 1904 году старый Витебский вокзал перестроили в полном соответствии с духом времени – в стиле модерн, с лифтами, поднятыми на уровень второго этажа платформами, сводчатым дебаркадером. Сейчас это, пожалуй, самый красивый вокзал Петербурга – и он сохранил «дух эпохи», поэтому на нем часто снимают исторические фильмы. И, сев на электричку до Пушкина, можно проделать тот же путь, что и первые пассажиры первого в России поезда.

          Почтовый блок России «175 лет железным дорогам России», 2012 год


Ирина Кварталова

Добавлено: 23.11.2022 14:33