Санкт-Петербург,
ул. Промышленная, д.5
+7 (812) 640-78-54

Идеальный человек Возрождения

Давида Микеланджело знает, наверное, каждый студент художественной школы или училища: в учебных классах студенты рисуют нос, глаза, губы, ухо, голову и фигуру Давида, тренируясь в анатомии, создании объема, света и тени. Кажется, Давид – это идеальный образец для подобных зарисовок, где каждая часть замечательна свой пластической выразительностью.

Давид был одним из двенадцати статуй ветхозаветных героев, которыми предполагалось украсить собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Микеланджело, когда он начал ваять статую, было всего двадцать пять лет. Два года Микеланджело работал над статуей.

23 июня 1503 года зрителей пригласили полюбоваться шедевром, работа над которым близилась к завершению. 26 января 1504 года статуя была признана «почти законченной» и назначена комиссия по выбору места для её установки. К тому времени проект создания множества статуй на кровле собора был оставлен по многим причинам, одной из которых было осознание сложности поднятия на огромную высоту тяжёлой статуи. Статую было решено установить у Палаццо Виккьо, и одна только транспортировка статуи к месту заняла целых четыре дня!

Интересно, что Давид не предназначен для кругового обзора: Микеланджело не доработал его спину. Он обнажен – так изображали героев греческие скульпторы – типичная черта Возрождения, в котором вернулся интерес к телесности. Давид, ветхозаветный царь, сразившийся с великаном Голиафом, олицетворял силу, гордость, героизм и свободолюбие человека Возрождения, он стал символом победы демократии флорентийской республики.

Давида критиковали еще при жизни мастера за неверные пропорции, которые, как считается, Микеланджело было сложно соблюсти из-за ряда причин: размеров мраморного блока, невозможности отойти и оценить пропорции издалека, в конце концов, из-за неопытности молодого мастера. Многие считают, что такова была задумка, ведь на статую предполагалось смотреть снизу, и тогда пропорционально верная голова казалась бы слишком маленькой. Возможно, Микеланджело хотел вложить в статую духовный порыв, психологизм, которого избегали греки – поэтому пропорции преувеличены, и, замечательные по отдельности части фигуры создают дисгармоничное целое. Впрочем, это не помешало Давиду Микеланджело стать одной из самых известных статуй в мире, по которой не только учатся рисунку, но и которую тиражируют на футболках, сумках, тетрадях, с которой создают мемы. Копии статуи есть в Пушкинском музее в Москве и Академии художеств в Санкт-Петербурге, этих копий огромное количество: состоятельные люди до сих пор заказывают Давида в мраморе, обеспечивая работой флорентийских скульпторов, что доказывает: образ юноши, приготовившегося к битве с великаном, смелый, страстный и гордый, не теряет своей актуальности на протяжении веков.

Ирина Кварталова

Добавлено: 19.09.2022 21:44