Санкт-Петербург,
ул. Промышленная, д.5
+7 (812) 640-78-54

Яснополянская школа

В 19 веке, с ростом индустриализации, стало ясно, что школа сама становится своего рода фабрикой – фабрикой по производству идеальных граждан страны, которые будут наиболее эффективно трудиться во благо государства. Так было в английских, немецких, американских школах, так было и в школах Российской империи. Прогресс требовал все большего количества образованных и умелых, но привыкших к строгим правилам и регламентам людей, которые не задают лишних вопросов, и школьное образование, которое еще в средние века тяготело к догматизации и было достаточно инертным, успешно внедрило эту модель.

Дети учились от звонка до звонка, им не позволялось вставать, задавать вопросы, за любое нарушение дисциплины строго наказывали, часто это были побои или унижения.

С этой системой боролись уже тогда, когда стало ясно, что она дает детям лишь поверхностные знания, никак не поощряет ни стремление к свободе, ни стремление к творчеству и самовыражению.

Против такого порядка выступал Лев Толстой, он организовал в своем имении школу, о которой мы до сих пор вспоминаем, когда говорим о великом писателе.

Толстой с философией непротивления злу насилием выступал против вообще любой регламентации и явно не любил правила, навязанные обществом. Дисциплина и правила никак не образовывают человека – он считал так. Всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели кто как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия вел сам Лев Толстой, хотя у него были и постоянные учителя, и приходящие помощники. Именно для этих занятий Толстой написал свои детские рассказы – наверняка вы помните эти нравоучительные истории: «Как гуси Рим спасли», «Акулу», «Филиппка».

Вслед за Руссо, Толстой считал, что образование не может быть без воспитания и наоборот, воспитывая детей, мы образовываем их. Его главным методом было слово учителя – рассказы, беседы, он задавал детям творческие работы – сочинения, что не было распространенным методом в деревенских школах, где учили грамоте, арифметике и слову Божьему, и обучение состояло из зубрежки. Толстой поощрял в детях критическое мышление и самостоятельность, стремление творчески выразить себя. Зубрежку он вообще отрицал, потому что понимал, что бессознательное усвоение знаний ведет к такому же быстрому забыванию их. Сейчас все это кажется нам привычным и обыкновенным – и творческие задания, и развитие критического мышления, но для его времени и для того социального слоя, с которым Толстой работал – крестьянства - это было ново.

Он писал: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе».

Яснополянская школа помещалась в двухэтажном каменном доме. Маленький колокол висевший на крыльце, звонил каждое утро в восемь часов, и через полчаса появлялись дети. «Никогда никому не делали выговоров за опаздывание и никогда никто не опаздывал. С собой никто ничего не несет - ни книг ни тетрадок. Уроков на дом не задают. Никакого урока, ничего, сделанного вчера, ученик не обязан помнить нынче. Его не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несет только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера. Он не думает о классе до тех пор, пока класс не начался». Не делалось никаких попыток установить порядок, так как дети должны учиться сами сохранять его.

Главными принципами в образовании для Толстого были религиозная основа самого образования и воспитания, соответствие заданий силам и способностям учеников, осмысленное их выполнение, отсутствие страха наказания за неверно выполненное задание, а самое главное – интерес к изучаемым предметам. Толстой старался сделать так, чтобы уроки в его школе проходили занимательно, чтобы детям было интересно узнавать новое. Это сейчас тоже кажется само собой разумеющимся принципом, но в 19 веке его мало кто разделял, не считаясь с особенностями детского возраста и интересами детей вообще. А свободный порядок в классах, когда дети делают то, что им хочется, а не то, что требует учитель, и при этом учатся и сдают все положенные тесты – это и сейчас что-то недоступное, из самого передового опыта, который редко внедряется в современной российской школе.

Толстой опередил свое время в педагогической мысли, некоторые его идеи до сих пор кажутся утопическими, а многие – до сих пор остаются актуальными, но он обратил внимание общества на проблему школьного образования, схоластического, направленного не на внутреннее развитие ученика, а на внешние показатели - к сожалению, не решенную до конца до сих пор. Возможно, когда-нибудь все школы станут похожими на яснополянскую: свободными, лишенными предрассудков, где ценятся не знания, а их качество, и творческое развитие учеников.

Ирина Кварталова

Добавлено: 05.09.2022 23:05