Основание ордена иезуитов
Джеймс Джойс в романе «Портрет художника в юности» подробно описал детство и взросление героя, который обучался в иезуитской школе. Изначально проникаясь идеями ордена, Стивен Дедал постепенно разочаровывается в них, находя лицемерными, отбрасывает и утверждает собственную философию. Однако быт и нравы иезуитского колледжа Джойс описал со знанием дела, ведь он сам получал образование именно у иезуитов. И именно этот роман Джойса приходит в голову, когда речь заходит об ордене иезуитов – одном из самых мифологизированных среди католических орденов.

Организовал орден в 1534 году Игнатий де Лайола, выходец из древнего баскского рода. Он был на военной службе, бывал в Иерусалиме, учился в Сорбонне, как сам Лайола писал – исследовал «пути Иисуса».
В конце 1536 года он с группой товарищей отправился в Рим и в ноябре 1537 года поступил на службу церкви. Их могли разослать по всему миру, и чтобы не терять связь друг с другом, они организовали монашеский орден. Для того времени это было довольно смелое решение: католическая церковь находилась в упадке, боролась с Реформацией, и на монашеские ордена возлагалась ответственность за падение популярности католицизма. Тем не менее, Лайола и его товарищи написали проект устава, который представили папе. Папа утвердил его 27 сентября 1540 года. В апреле следующего года товарищи Игнатия избрали его своим настоятелем.
Иезуиты, кроме традиционных для монахов обетов бедности, послушания и безбрачия дают и четвертый – послушание римскому Папе «в вопросах миссий». Принципы их ордена – это жёсткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы — пожизненно избираемого генерала, подчинённого непосредственно папе римскому. Иезуиты славились своей подвижной системой морали, которая позволяла им приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам и произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования. В отличие от других монашеских орденов, многим иезуитам было позволено вести светский образ жизни, а принадлежность к ордену сохранять в тайне. Именно это и привело к тому, что слово «иезуит» приобрело переносное значение – «хитрый, изворотливый, двуличный человек».

Иезуиты активно проповедовали свое учение и в Европе, и в Азии, и в Америке. Известно, что посещали они и Россию – например, дворянин-иезуит Фуа де ла Нёвилль, посетивший Москву в посольстве польского короля, описал свои впечатления о России в сочинении «Любопытное и новое известие о Московии» (1698). В основном иезуиты на территории России были выходцами из Польши, и после того, как орден в 18 веке был упразднен на 40 лет по всей Европе, они остались проповедовать и преподавать в своих школах.
Несмотря на то, что современные иезуиты не сильно выделяются своей философией на фоне других католических орденов, часть критиков считает, что иезуиты не до конца отвергли принятую в средние века мораль, допускающую очень вольное трактование различных вещей и событий.
Однако, примечательно, что нынешний Папа Римский – первый представитель этого ордена среди пап – кардинал, архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, взявший себе имя Франциск. Могущество ордена иезуитов велико, но оно не достигает тех масштабов, которые приписывают ему, считая, что иезуиты чуть ли не правят миром. Этот миф основан на системе взаимопомощи и крепких связей в самых разных кругах, которые практикует орден – впрочем, как и любое другое религиозное сообщество.

Ирина Кварталова