Санкт-Петербург,
ул. Промышленная, д.5
+7 (812) 640-78-54

Жизнь моряка в петровское время

Глядя на прекрасные парусники 18-19 веков, люди обычно представляют морские сражения, неизведанные земли и открытия, пиратов и прочую романтику, почерпнутую из приключенческих книг. Мало кто задумывается, как жилось на таком корабле, который по нескольку месяцев, а то и больше, проводил в открытом море. Что люди ели и пили? Как лечились от болезней? Как стирали одежду? Как вообще был устроен быт фрегата петровского времени?

Попробуем разобраться!

Работа моряка – это очень тяжелый труд на очень небольшом пространстве, в стихии, полной опасностей. На галеонах XVII века (таких, которые отправлялись в Новый Свет за серебром и золотом) команда достигала 400 человек, а на военных фрегатах XVIII века – до 900! Когда капитан давал команду, большая часть их оказывалась на реях, чтобы оперативно поставить необходимые в данный момент паруса. Это требовало большой сноровки – забраться по веревочной лестнице на мачту, которая еще и качается под тобой, да не просто забраться, а работать на такой высоте! К тому же паруса приходилось постоянно чинить, а на корабле постоянно что-то ломалось и выходило из строя, и нужно было заменять испортившиеся части, связывать концы порванных канатов специальными узлами, потому что не было замены.

Простым морякам жилось несладко. Корабль был очень тесным, душным и сырым, внутри воняло из-за трюмных вод, можно было погибнуть в морском сражении, от несчастного случая или инфекции. И все-таки, несмотря на это, многие шли на флот – паек матроса обычно был сытным, за работу платили, а жизнь была устроена по понятному распорядку.

Рацион моряка состоял из хлеба (в порту) или галет – сухих пресных лепешек, солонины, гороха, пива и иногда, если везло, пойманной рыбы. Консервы научились делать только в XIX веке. В XVIII веке моряки в длительных плаваньях, особенно к северу, болели цингой. Это недостаток витамина C, из-за которого выпадают волосы и зубы, и человек медленно и мучительно умирает, но долгое время никто не понимал, чем же болезнь вызвана. Только к концу XVIII столетия врачи поняли, что необходимо питаться фруктами, и на корабли стали брать бочки с лимонным соком.

Но были и другие болезни и инфекции – тиф, дизентерия – которые тоже косили жизни моряков. Врачи мало что умели делать с болезнями в то время, только назначали кровопускания и довольно бесполезные лекарства на основе ртути, например. Впрочем, моряки редко жаловались – ведь и в городах можно было подхватить инфекцию и умереть. К тому же хирург все-таки кое-что умел, например, зашивать раны или проводить ампутации

Спать морякам приходилось вахтами, по 4 часа. Места было мало, поэтому никогда не случалось так, чтобы спала вся команда одновременно: половина всегда несла вахту. Спали в гамаках, которые днем сворачивались и убирались в сети на верхней палубе. Чтобы забраться в гамак, тоже требовалась определенная сноровка!

Мылись матросы чаще всего морской водой. В тропических морях можно было купаться прямо за бортом. Для этого в море опускали парус, из которого делали импровизированный бассейн – он защищал от акул. В северных морях дела обстояли хуже – в холодной воде некомфортно купаться, а избавляться от паразитов время от времени необходимо. Для стирки приходилось набирать дождевую воду, потому что морская соль делает одежду твердой и ткань быстрее разрушается и рвется.

На военных кораблях была очень строгая дисциплина. Запрещалась выпивка, курение, азартные игры, моряк должен был безоговорочно подчиняться приказу. За нарушение дисциплины жестоко наказывали – кнутом, бичеванием сквозь строй. Наверняка вы слышали про килевание – когда несчастного протаскивают на веревке под килем, но это очень редкое и экзотическое наказание: даже за серьезные проступки редко казнили, ведь в море попросту неоткуда взять людей.

Жизнь моряка была наполнена опасностями – от болезней до стычек с неприятелем, когда ядра разносили корабли в щепки. Моряки страдали от сырости, холода, отсутствия нормального сна и плохой еды. Но это был способ подняться из низов, один из редких для того времени социальных лифтов, с помощью которого можно было занять достойное место в обществе. Некоторые известные мореплаватели начинали простыми матросами, например, Джеймс Кук. Впрочем, верно и то, что так везло единицам.

Романтический образ мореплавателя стал популярен уже после того, как парусные корабли перестали бороздить океаны. Это была тоска по старому миру и старой жизни, и множество произведений литературы закрепило этот образ – и «Остров сокровищ» Стивенсона, и «Одиссея Капитана Блада» Сабатини, и рассказы Джека Лондона… А популярность франшизы «Пиратов Карибского моря» подтверждает, что авантюристы и искатели приключений – это один из самых востребованный типажей в культуре, особенно, если помножить их на красивые парусники, таинственные клады и неведомые опасности. Море – стихия жизни – манит нас до сих пор, и мы рады очаровываться сказками о тех временах, когда на небольшом деревянном корабле люди пересекали океаны в поисках Эльдорадо… или банального золота

Ирина Кварталова

Добавлено: 06.08.2022 10:26