Санкт-Петербург,
ул. Промышленная, д.5
+7 (812) 640-78-54

Основание российского флота

История российского флота восходит к Петру I, царю-реформатору. Без выходов к морю была невозможна ни военная мощь государства, ни торговые отношения с другими странами. Петр I стремился контролировать не только Белое море, но и Балтийское, и Черное. Первый его поход – по Дону, на Азов, не был удачным, но построенная флотилия показала при втором походе, что корабли – хорошее подспорье для пехоты. После второго азовского похода царь утвердился в мысли, что флот его государству необходим. На это требовалось найти деньги. Так как в казне не хватало на это средств, то издержки по сооружению большей части этих судов он разложил на духовенство, бояр и городских обывателей.

На берегах Дона в Таврове, Ново-Павловске и при реке Икорц Петр I учредил новые верфи. Во всех этих местах с 1695 по 1710 год построено 67 кораблей, фрегатов и прамов, почти столько же галер, бомбардных судов и брандеров и до тысячи бригантин, шняв и др. мелких судов. Но поспешность постройки, сырой лес, употреблявшийся для неё, и повреждения, которым суда подвергались при проводе через мелководное устье Дона, — все это приводило их в преждевременную негодность, поэтому весною 1710 года при объявлении войны Турции в Таганроге годных к службе оказалось только 5 кораблей, 1 фрегат, 2 шнявы и 1 тялка.

Петр отправляется изучать морское дело сначала в Голландию, а потом в Англию, где к своему удовольствию находит не только мастеров, которые издревле передают друг другу секреты кораблестроения, но целую школу, где все делается по науке и по чертежам. С ним отправляются и наиболее способные юноши, которым предстоит руководить постройкой кораблей. Вернувшись, он продолжает строить корабли на верфях Архангельска и в Петербурге.

Петр I выписывал иностранцев для постройки кораблей, и под их руководством был заложен в 1704 году парусный фрегат «Штандарт». Конечно, царю требовалось больше кораблей, вооруженных пушками, и на первых порах флот выполнял лишь оборонительную функцию. Только в 1708 году Петр решает идти в наступление и захватывает город Борго, а в 1710 флот помогает при взятии Выборга.

Для образование морских офицеров Петр I основывает в Москве Школу математических и навигацких наук, а в Петербурге – Морскую академию.

К концу жизни царя флот его насчитывал 36 кораблей, 16 фрегатов, 70 галер и около 280 мелких судов. Корабли имели 2 или 3 палубы и от 40 до 100 пушек – это было очень грозное оружие! Высокое качество русских кораблей признавалось многими зарубежными мастерами-кораблестроителями и моряками. Так, один из современников Петра, английский адмирал Поррис, писал: "Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены".

Авторитет Петра как флотоводца и России как морской державы стали признаваться балтийскими государствами. В 1721 году Швеция и Россия, наконец, подписали мирный договор. Потребовалось двадцать лет, чтобы молодой русский флот закрепился в Балтийском море.

После победы в Северной войне Россия стала признаваться одной из мировых держав, и это дало основание Петру именовать ее Российской империей. И, конечно, этих побед могло бы и не случиться, не будь Петр так заинтересован в строительстве современного флота. Его наследникам только оставалось придерживаться этих начинаний.

Ирина Кварталова

Добавлено: 28.07.2022 23:17