День памяти Владимира Высоцкого
25 июля – день памяти Владимира Высоцкого. 25 июля 1980 года он скончался от инфаркта в возрасте всего лишь 42 лет.
Существует мнение, что поэт должен умереть молодым, пока он в расцвете творческих сил. Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Есенин… Как трагические герои времен романтизма, они ярко прожили свою жизнь и ярко погибли. Так и Владимир Высоцкий – кумир и герой миллионов советских граждан – ушел из жизни слишком рано, но успел оставить после себя и песни, и стихи, и незабываемые роли в театре и кино.
Творчество Владимира Высоцкого удивительно синтетично. В нем органично сочетаются музыка, поэзия, исполнительское мастерство, мастерство актера. Сам Высоцкий, отвечая на вопрос о том, кем он себя считает — актёром, поэтом или композитором, пояснял, что пытается создать некий синтез из разных «жанров и элементов»: «Может быть, это какой-то новый вид искусства».
В юности Высоцкий сочинял блатные, дворовые песни – тогда это было модно, их пела вся Москва. Его песни даже считались народными, например, Анна Ахматова так отзывалась об одной из них. Но еще тогда Высоцкий тяготел к нарративу, к тому, чтобы рассказать в песне законченную историю. В 1960-х, когда блатная и дворовая темы себя исчерпали, Высоцкий начинает писать новых, самых разных героев – возможно, в том ему помогает и актерский опыт. Он широко использовал иносказание и гротеск, и за легкомысленной историей прятал серьезные вопросы. Слушатели прекрасно их понимали: в то время умение вычитывать из текста подцензурные мысли было развито практически у всех.
Всем известна его ролевая лирика, в которой Высоцкий говорит как бы от имени либо человека, либо какого-то предмета. Часто в ней звучали иронично-обличительные интонации.
Высоцкий писал и философскую лирику, на которую оказала влияние его работа над ролью Гамлета. Эта роль – мечта любого актера – наполнила его лирику желанием осмыслить сущность бытия, вечным вопросом «быть или не быть». Мятущийся, жаждущий истины характер датского принца оказался созвучен эпохе, которая так же неосознанно искала ответы на этот вечный вопрос.
Во многих песнях Высоцкого звучит военная тема («Он не вернулся из боя», «Черные бушлаты»). Хотя сам он застал войну ребенком в эвакуации, он по-своему осмыслил ее, и рассказ о войне шёл через призму «гамлетовского опыта автора».
Вместе с другими поэтами-шестидесятниками Высоцкий определил развитие авторской (или бардовской) песни, которая в свою очередь дала толчок для развития русского рока. Авторскую песню исполнял сам поэт, аккомпанируя себе, как правило, на гитаре. Главным в авторской песне был текст, и эта традиция была заимствована позже рок-музыкантами.
Песни Высоцкого были любимы народом: студентами, профессорами, рабочими, мужчинами, женщинами, подростками и взрослыми. Этот феномен массовой популярности долго не понимали, критиковали Высоцкого за блатные интонации, сниженную лексику, лирического героя – полуспившегося и примитивного человека. Но, в конечном итоге, критика забылась – а песни остались. Его песни трогали искренними, исповедальными интонациями. По словам Алексея Германа, Высоцкий «бывал беспощаден, но никогда не был злым. У него все замешено на любви, на вере в человеческую душу». Александр Мень признавался, что, не зная Высоцкого лично, он всегда с удовольствием слушал его песни — это «первый народный поэт, отразивший весь срез эпохи последнего десятилетия».
Марок с Высоцким выпустили не так много. Официальный выпуск - одна марка в серии и один конверт. Данная марка, например, была изготовлена художником В.Ковалем, но она так и не увидела свет.
Ирина Кварталова