Санкт-Петербург,
ул. Промышленная, д.5
+7 (812) 640-78-54

Мифы о Петре I

Петр I, царь-реформатор, грандиозная во всех отношениях фигура, был окружен мифами, домыслами и откровенными выдумками еще при жизни. Его деятельность нравилась не всем, в первую очередь против нее были бояре, которых царь фактически лишил статуса и власти, и простые люди, которым пришлось расплачиваться за реформы и длительные войны с соседями.

Отсюда – и самая расхожая легенда, что Петра I подменили в младенчестве. Раз царь любит все немецкое – значит, и сам немец. Надо понимать, что иноземцев на Руси не любили. Для иностранцев, которые вели в русских городах дела, существовали отдельные слободы, например, известный московский Кукуй. И откровенное восхищение Европой и следование иноземным обычаям воспринималось как предательство своего исконного, благообразной, правильной старины.

Конечно, Петра I никто не подменял в колыбели (а сам сюжет подмены правителя – это чистая народная мифология, он часто повторяется в сказках), но на допросах распространители подобных легенд рассказывали, что виноваты немцы, царица («Государь не русской породы, и не царя Алексея Михайловича сын; взят во младенчестве из немецкой слободы, у иноземца по обмену. Царица-де родила царевну, и вместо царевны взяли ево, государя, и царевну отдали вместо ево».), Франц Лефорт, которого Петр I выделял особенно среди своих приближенных – как будто бы как отца.

Другой расхожий сюжет о подмене – что Петра заменили во время Великого посольства. Якобы царь отправился в Европу, там его заменили на другого, вот он и начал преобразования. Рассказывали, что настоящий Петр замучен в темнице, пущен по морю в бочке, замурован в стене, а на его мести похожий лицом самозванец. Никакой критики версия не выдерживает, но протоколы допросов подтверждают, что она была популярна – слишком уж резко начал Петр I свои реформы, слишком непонятны они были людям.

Старообрядцы так и вовсе считали, что царь – это Антихрист. Настоящий же Петр принял старообрядчество и живет где-то в лесах, в уединенном скиту.

Царя осуждали за развод с первой женой, за табакокурение и ношение немецкой одежды, за женитьбу на протестантке, налоги, снятие колоколов для денежной реформы, бритье бород и попытки заставить свое окружение жить по-новому. При виде такого царя – в мундире, с трубкой в зубах - народ закономерно задавался вопросом – а подлинный ли он? И сам отвечал на свой вопрос, что, конечно, «царь-то ненастоящий»!

Ирина Кварталова

Добавлено: 14.06.2022 17:55