Сталинские высотки - в архитектуре и филателии
Если говорить об архитектурном «лице» Москвы, то наряду с Кремлем, собором Покрова́ Пресвятой Богородицы, что на Рву (храмом Василия Блаженного), церквями и особняками центра сразу вспоминаются сталинские высотки – здание МИДа, МГУ, дом на Котельнической набережной… Эти здания, построенные в 50-е годы в стиле сталинского ар-деко, определили современный, привычным нам облик города.
К 1930-м годам популярный в СССР конструктивизм подвергается критике со стороны власти, т.к. «коробки» уже не могут выражать новую идеологию Страны Советов. Новому времени нужен новый архитектурный язык: более выразительный, понятный большинству простых людей, более явно утверждающий могущество нового государства. Для подобных целей хорошо подходят высотные здания, похожие на небоскребы Нью-Йорка.

Высотные здания в Москве планировали строить еще в 1920-е годы. Был объявлен конкурс на строительство Дворца Советов, высота которого должна была достичь 420 метров. Ради него был снесен храм Христа Спасителя, и даже вырыт котлован под фундамент, но война приостановила строительство, а после 1945 года к идее Дворца Советов так и не вернулись.

Небоскребы Нью-Йорка 1930-х годов, построенные в стиле ар-деко и имеющие уступчатую пирамидальную форму (муниципалитет на Манхэттене, Вулворт-билдинг и самый высокий на то время небоскрёб Эмпайр-стейт-билдинг) задали внешний облик сталинских высотных зданий в Москве. Однако архитекторы опирались не только на западный опыт – но и на русский, на опыт строительства колоколен и храмов. А вот декор отсылал уже к классицизму – колонны, портики, скульптуры, богатые мозаики и фрески, ростральные колонны. В таком стиле выполнены главное здание МГУ, здание гостиниц «Украина» (сейчас - Radisson Royal Hotel Moscow) и «Ленинградская» (сейчас - часть сети Hilton), жилые дома на Котельнической набережной и Кудринской площади, здание МИД, административно-жилое здание возле «Красных ворот».
Все эти высотки окружали так и не возведённый Дворец Советов с огромной статуей Ленина на крыше. Они стали символом победы советского народа в войне, материальным выражением пафоса Победы.
Так как строительство высоток было широко разрекламировано, то проекты получили свое отражение и в филателии.

Самым известным из этих семи зданий является, конечно, главный корпус МГУ. Необходимость в здании для университета назрела давно. Изначальный проект предполагал, что здание будет находиться там, где сейчас расположена смотровая площадка, но эту идею отмели как сложно реализуемую.
Лев Руднев, один из архитекторов главного корпуса МГУ, так писал об идеологических задачах строительства: «... сегодня, вспоминая историю и ход проектирования здания университета, я, прежде всего, делаю вывод о колоссальном значении идейного начала архитектуры. Нам была указана величественная цель. Точное указание задачи не оставило места ни для колебаний, ни для компромиссов. Гениальная сталинская идея создания подлинно коммунистического центра науки вдохновила коллектив планировщиков. Ясные условия правительственного задания придали нашей работе целеустремленный характер, исключили расплывчатость и туманность исканий».
Ни у строителей, ни у архитекторов не было опыта работы с высотными зданиями, но все работы были проведены без привлечения иностранных специалистов. И затраты на строительство высоток окупились: несмотря на то, что архитектура их не была по своей сути новаторской, она сформировала облик города, и до сих пор привлекает туристов и служит визитной карточкой Москвы.
Ирина Кварталова