Санкт-Петербург,
ул. Промышленная, д.5
+7 (812) 640-78-54

Искусство соцреализма. Часть II

В 1954 году Илья Эренбург опубликовал повесть «Оттепель». Именно так назвали период, наступивший после смерти Сталина. Начинается время пусть ограниченной, но все же свободы.

В 1957 году в Москве проходит Фестиваль молодежи и студентов, позже, в 1959 году – Американская выставка в Сокольниках… СССР открывается миру и новым веяниям в культуре. На смену патриотическим фильмам о победе советского народа в войне приходят камерные картины о судьбах отдельных людей, о любви и горе – такие, как «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Иваново детство» Андрея Тарковского, «Баллада о солдате» Григория Чухрая. Их отличает интерес к трагедии отдельного человека, а не героизация абстрактного подвига.

В журнале «Новый мир» выходит повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» - история о простом заключенном, отбывающем срок в одном из сталинских лагерей. Это знаковое событие: тема была жестоко табуирована. И хотя повесть выходит с купюрами, она сразу же вызывает невероятных отклик во всем мире – Солженицыну потоком пишут читатели.

Вообще, мощная свежая энергия молодого энтузиазма пронизывает буквально все шестидесятые годы. Война осталась в прошлом; новое поколение о ней знает только по рассказам и в мир смотрит смело и радостно. Человек покоряет космос, будущее кажется светлым и полным надежд – и тут расцветает научная фантастика, которая предлагает картины колонизированных планет, путешествий в межзвездном пространстве, новых открытий. Аркадий и Борис Стругацкие пишут повесть «Полдень, 21 век», которая воплощает это стремление к неизведанному, к новому прекрасному миру, «в котором интересно жить и работать».

Таковы – молодые, веселые оптимисты - герои комедий «Я шагаю по Москве», «Девчата», «Полосатый рейс»: они наглядно демонстрируют, что важны и интересны не только трудовые подвиги, но и отношения, любовь, дружба.

Именно в эти годы сильнее всего меняется облик советских городов. После войны приходится отстраивать уничтоженные бомбежками жилые районы, и здесь нет места ни богатому декору сталинскогого ампира, ни свойственной ему помпезности. Меняется и мода – с запада приходит модернизм, так прочно обосновавшийся в архитектуре Советского Союза впоследствии. Этот стиль характеризуется простыми формами, утилитарностью, открытостью - между зданием и человеком часто остается только тонкое стекло, позволяющее объединить пространство внутренее и внешнее. Если станция метро 1930-х годов призвана поражать и восхищать, сталинские высотки – подавлять, то здания советского модернизма стремятся создать облик современного, развитого города.

Однако «оттепель» заканчивается в 1962 году, когда Никита Хрущев на выставке в Манеже видит работы советских модернистов, которыми остается недоволен. Художники в то время активно осваивают западный абстракционизм, поп-арт – ничего этого еще нет в культурной парадигме советского человека. И такой яркий авангард, не будучи одобренным властью, желающей все же сохранять принципы соцреализма, уходит в подполье. Появляется неофициальное, нежелательное искусство. Конфликт между сторонниками авангарда и властью приводит к возникновению диссидентства. Начинается эпоха застоя, которая продлится два десятилетия и закончится перестройкой.

Продолжение следует...

Ирина Кварталова

Добавлено: 17.11.2021 17:20