Искусство соцреализма. Часть I
После революции искусство страны Советов было очень многообразным и богатым: авангард завоевывал зрителей на международных выставках; в кино использовались прорывные приемы, определившие современный киноязык; конструктивисты строили дома-коммуны, фабрики-кухни и всячески боролись за облегчение быта советских граждан. 1920-е годы были временем творческих объединений, которые смело экспериментировали с формами и жанрами. Разумеется, существовали и группы художников, выполняющие госзаказ, но они на равных правах конкурировали с остальными.
Однако к 1930-м годам сформировалась советская идеология, и искусство должно было стать ее воплощением. Главным заказчиком, адресатом и потребителем искусства стало государство.
Термин «социалистический реализм» возник в 1934 году с легкой руки Максима Горького на съезде Союза писателей, а затем принципы нового направления подхватили и остальные творческие объединения – художники, скульпторы, архитекторы и режиссеры. Если обобщать, то принципы соцреализма были таковы: изображать в романтическом ключе эпизоды из истории, революционные события, сегодняшнюю жизнь простых людей; наглядно показывать классовую борьбу с неизменной победой пролетариата; делать произведения доступными для понимания простых людей; использовать реалистические приемы живописи (тоже наиболее понятные большинству).
В живописи и скульптуре на первый план выходит монументальность: многофигурные сложные композиции; как бы застывшие, атлетически сложенные мужчины и женщины, широкие пейзажи родных просторов и светлые улицы городов. В архитектуре правит так называемый «сталинский ампир» (его еще называют тоталитарной архитектурой) - стиль, основанный на неоклассицизме с элементами палладианства, со всеми присущими приемами – симметричностью, монументальностью, обильным декором, использованием архитектурных ордеров, ансамблевой застройкой площадей и улиц. Вершина этого стиля – «сталинские высотки» в Москве, станции московского метро.
Ярче всего принципы соцреализма реализовывались в кино и литературе. Наверное, самое главное соцреалистическое произведение – это «Мать» Горького. Писателям необходимо было показывать революционную борьбу, борьбу за правду, в которой герой обязан был выиграть, даже ценой собственной смерти. Таков, например, «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Как закалялась сталь» Николая Островского. Много было сюжетов о диверсиях на производстве, кознях иностранных шпионов и их пособников. В кино получили популярность сюжеты о веселых, молодых, полных жизни людях, которые строят новое светлое будущее – «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», исторические картины с аллюзией на современность, такие, как «Александр Невский» и «Иван Грозный» Эйзенштейна, экранизации литературной классики.
Соцреализм сталинской эпохи – это искусство, основанное на возвышенном пафосе устремленности в будущее, на желании переделать мир, где нет места отдельным личным историям, индивидуальности – есть только «мы», но не «я». Но со смертью вождя меняется вектор – и искусство обращается к простым человеческим радостям и горестям, становится более камерным, народным.
Продолжение следует…
Ирина Кварталова