Ритм ваших сердец на почтовых марках
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как меняется народное поэтическое творчество? Чем, к примеру, отличается устный эпос от письменной поэзии, а она, в свою очередь, от хип-хопа?
СССР 1988 «Героический эпос народов СССР» Серия из 5 марок
СССР 1989 «Героический эпос народов СССР» Серия из 5 марок
СССР 1990 «Героический эпос народов СССР» Серия из 5 марок
Особенно, если учесть, что ещё совсем недавно ритмический рассказ был основным развлечением и источником новостей для жителей деревень в периоды, свободные от полевых работ.
Люди обычно собирались в одном из домов, и кто-нибудь из них пел под аккомпанемент простенького музыкального инструмента. Одни гости приходили раньше, другие позже и также по-разному расходились по домам. По сути, это был клуб, который посещали для общения, где песня служила одновременно и фоном, и поводом для собрания. Певцу приходилось иметь дело со слушателями, которые то приходили, то уходили; здороваться с вновь прибывшими и прощаться с уходящими. Перемена состава аудитории и её несосредоточенность заставляла певца проявлять недюжинные актёрские способности и талант повествователя для создания произведения прямо в процессе исполнения, подстраиваясь под слушающих его в данную минуту.
Письменность, появившаяся сначала в монастырях и городах, увеличила скорость распространения вестей. Речь представляла собой линейный способ передачи звуков, следующих друг за другом. Текст, расположенный на плоскости, существовал уже в двух измерениях, многократно умножая одномоментно воспринимаемую информацию. До начала XX века письменность вообще была доступна лишь духовенству и состоятельному правящему классу, впрочем, иногда перепоручавшему свою переписку и ведение счетов отдельно выученным слугам.
СССР 1978 «История отечественной почты» Серия из 5 марок
Но с распространением грамотности на более широкие слои населения, общество в поисках знаний и развлечений стало всё чаще обращаться к книгам, а старинное песенное искусство постепенно отмирать, хотя некоторые отголоски его в искажённом виде продолжали сохраняться.
РФ 1999 «Популярные певцы российской эстрады» Серия из 8 марок
Такова была бардовская песня 60-х и 70-х, рок 70-х и 80-х, а в середине 90-х годов прошлого столетия мне доводилось участвовать в подобных посиделках у известного в питерских кругах битломана Коли Васина, где разные исполнители пели песни «Битлз», а когда певец уставал – звучала грампластинка, ибо самодеятельное творчество Коля не приветствовал.
Не знаю, смешно ли это или грустно, но с начала 2000-х годов нашего века в наших дворах и квартирах вновь зазвучал речитативный устный рассказ или, как теперь его принято называть, хип-хоп (англ. Hip-hop) – детище молодёжной субкультуры, появившейся в конце 1970-х в негритянской среде Бронкса, района Нью-Йорка, США.
Скажете, что история развивается по спирали, и мы подошли к новому витку развития устного творчества?
Так-то оно так, но ещё Альберт Лорд – профессор Гарвардского университета в своей работе о Гомере «Сказитель» (The Singer of Tales), увидевшей свет в 1960 году, на примере изучения устного творчества у южных славян в 1930-х и 1950-хгодах, отмечал, что у всех югославских певцов была одна общая черта – неграмотность.
Совместно с первой, вторая общая черта, впрочем, свойственная всем нам, – стремление достичь высокого мастерства в своём деле, заставляла сказителей использовать ряд специальных приёмов, придающих их творчеству неповторимую форму. И главным приёмом, необходимым каркасом для выражения мыслей певца, становился ритм.
Слово ῥυθμός, обычно переводимое как рифма, ритм или такт, являлось результатом агглютинации (склеивания) двух других древнегреческих слов: ῥυαξ – источник, ручей, поток + θῡμός – движущая жизненная сила в груди, т.е. ῥυθμός – источник жизни, бьющий из груди – сердце.
Но у каждого из нас сердце бьётся по-своему, у кого-то быстрее, у кого-то медленнее. Посему, с древнейших времён каждый сказитель использовал какой-нибудь музыкальный инструмент или попросту свой голос для создания ритмического рисунка, объединяющего аудиторию. К примеру, южнославянской тактирующей схемой стала десятисложная строка с паузой после четвёртого слога. Эта пауза позволяла слушателям подстраивать своё восприятие к биению собственных сердец.
Ещё один приём сочинителя заключался в сложении вымеренных строк с помощью формул и тем. Под формулой понимали группу слов, регулярно встречающуюся в одних и тех же метрических условиях и служащую для выражения того или иного смысла. Повторяющиеся эпизоды и описания в песнях называли темами. Например, основополагающими темами хип-хопа служат детали бытовой жизни, состязания эм-си (англ. MC – Microphone Controller или Master of Ceremony), секс, ёрничество и показное тщеславие.
И если древний эпос опирался в основном на природные звуки и чувства, книга будоражила воображение, то исчезновение умения читать приводит сегодня к появлению слушающей и наблюдающей аудитории, мыслящей искусственно созданными образами и звуками. Вспомните, старинные народные песни лились из уст певца неторопливо, современные хип-хоповцы, подстёгивающие свои сердца энергетическими напитками, практикуют ломаный ритм с темпом до 150 ударов в минуту.
СССР 1985 «150 лет первому изданию карело-финского эпоса "Калевала"» марка
А когда будете приобретать марки в интернет-магазине или захотите реализовать свой коллекционный материал на аукционе, прислушайтесь к биению собственного источника жизни и не спешите.
Автор: Аc Дорофеев, коллекционер